Специальное образование в детских садах Республики Беларусь направлено на обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития, обеспечивая создание специальных условий для получения образования и коррекцию имеющихся нарушений. Это включает в себя реализацию образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, а также оказание коррекционно-педагогической помощи. Особенности такого образования заключаются в учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и предоставлении ему специализированной помощи и поддержки.
Специальные группы создаются в учреждениях дошкольного образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Группы интегрированного обучения и воспитания — это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.
Обучение и воспитание в специальных группах и группах интегрированного обучения и воспитания осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Прием обучающихся в специальную группу и группу интегрированного обучения и воспитания для освоения содержания образовательной программы специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования.
В ГУО «Детский сад № 72 г.Могилева» функционируют:
Адрес: 212033, Республика Беларусь, г. Могилев, Днепровский б-р, 16
Контактные телефоны: +375-222-74-24-96, +375-222-74-40-45
E-mail: mgckroir1@yandex.by Сайт: http://ckro.of.by/
Запись на психолого-медико-педагогическое обследование детей:
Предварительная запись на ПМПК осуществляется по тел. +375 222 74 40 45 в понедельник, четверг с 09.00 до 13.00
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
Обследование детей с ОПФР на ПМПК происходит с согласия и в присутствии законных представителей на основании перечня документов (п. 20, гл. 4 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 № 233) предоставляемых законными представителями:
Адаптивная образовательная среда – это не отдельно взятые объекты, а система. Совокупность всех средовых ресурсов, модифицируемых определенным образом, обусловлена ограничениями, возникающими у детей с особенностями психофизического развития направлена на создание условий, облегчающих процессы восприятия, передвижения и пространственной ориентировки, планирования и реализации видов деятельности.
Выделяют 4 основные группы средовых ресурсов:
Предметные ресурсы: мебель, игрушки и игровые материалы, дидактические игры и др.
Ребенок с особенностями психофизического развития длительное время остается в области сенсомоторной системы поведения, поэтому в группе необходимо предусмотреть игры для развития сенсорно-перцептивной сферы:
Большинство детей с особенностями психофизического развития имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей моторики в группе рекомендуется иметь спортивный инвентарь для проведения подвижных игр и развития движений: скакалки, мячи. Для развития мелкой моторики дидактические игрушки (пирамидки, башенки, матрешки), наборы мозаики и пластмассового конструктора, мелкие предметы (фишки, пуговицы)
Недоразвитие предметной, игровой и продуктивной деятельности детей с особенностями психофизического развития обуславливает подбор достаточного количества игрушек и игрового материала:
Игрушки и игровой материал следует систематически обновлять с целью формирования у детей интереса и любознательности, повышения мотивации деятельности.
Для детей с особенностями психофизического развития создаются условия, побуждающие их к активности. В предметной среде используется специфическая организация пространства с «пассивным ассортиментом»: шариковый бассейн, разнофактурные сенсорные шары, модульные массажные коврики, емкости с кинезиологическим песком для проведения пескотерапии, сказкоигротерапии.
Для проведения специально-организованной деятельности детей педагогу рекомендуется иметь: учебные пособия, иллюстративный материал.
С целью формирования полноценных образов предметов и явлений окружающей действительности необходимо подбирать иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы), который должен быть выполнен в реалистическом плане, цветном или графически четком черно-белом изображении.
Пространственные средовые ресурсы. Пространственные ресурсы тесно взаимосвязаны с предметными ресурсами и предполагают наличие для каждого центра и уголка специфичных предметных ресурсов: учебный центр — учебные пособия; игровой центр – игрушки и игровой материал и т.д.
Характеристика пространственных ресурсов образовательной среды. Среди средовых ресурсов значительное внимание отводится пространственным ресурсам, которые предусматривают создание условий для свободного перемещения и ориентировки воспитанников.
При планировании пространства помещения рекомендуется учитывать его многофункциональность и соответственно предусматривать различные уголки или центры.
Особенности пространственной ориентировки, трудности коммуникативного общения обуславливают необходимость «символического сопровождения» пространственных ресурсов. Изолированность и зависимость ребенка с интеллектуальной недостаточностью от внешних условий может быть преодолена с помощью символов (пиктограммам), которые должны быть конкретными и простыми для понимания.
Организационные ресурсы направлены на восстановление и укрепление здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение переутомления воспитанников и реализуются на основе систематического контроля со стороны, педагогов и родителей. Общий распорядок дня предусматривает: образовательную деятельность, прогулку, сон, время для организации игровой, трудовой, оздоровительной, художественной деятельности. При организации любого вида деятельности, связанного с психическим или физическим развитием, у детей данной категории быстро возникает перенапряжение нервной системы, утомление, что оказывает влияние на снижение работоспособности, отвлекаемость и ослабление внимания. Таким образом, необходимо своевременно чередовать различные виды деятельности, предусмотренные распорядком, планировать физкультурно-оздоровительные мероприятия, обеспечивающие повышение жизненного тонуса, активность и работоспособность детей.
Социально-психологические ресурсы |
|
Таким образом, специфика организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции определяется ее выраженной ориентацией на обеспечение каждому ребенку «своего места», где он будет принят таким, каков он есть, и сможет максимально раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности. Ее яркость, необычность, комфортность достигается за счет подбора средовых ресурсов, наиболее активных в плане поддержки, стимуляции и коррекции, которые способствуют не только преодолению отставаний в психофизическом развитии, но и становятся действенным средством профилактики вторичных отклонений.