САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность педагогического работника по расширению и углублению своих теоретических знаний, развитию имеющихся и приобретению новых профессиональных умений и навыков в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки. Ценность самообразования состоит в самостоятельном поисковом размышлении, свободном усвоении выбранной области знаний.
Воспитатели дошкольного образования и другие специалисты относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования.
Функции самообразования
- накопление новых знаний
- ликвидация недостатков в общей или профессиональной культуре
- саморазвитие
- предупреждение инерции собственного мышления
- сохранение жизненной энергии и ощущение полноты жизни
Основные направления самообразования
- ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
- изучение научно-методической литературы;
- изучение актуальных достижений педагогической науки;
- ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
- ознакомление с передовым педагогическим опытом.
Тему по самообразованию может предложить заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому. Выбирать тему самообразования можно:
- каждый учебный год новая тема,
- обширная тема на несколько лет.
Тема по самообразованию должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования. Целесообразно выбирать тематику с учётом педагогического опыта, стажа.
Молодые специалисты:
- индивидуальный подход в образовательном процессе,
- планирование образовательного процесса,
- организация работы с семьями воспитанников.
Воспитателям дошкольного образования с опытом работы более 5 лет:
- современные методики и технологии в дошкольном образовании,
- современные формы работы с семьями воспитанников.
Для опытных специалистов:
- практика наставничества и помощи молодым специалистам,
- исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.
Рекомендации педагогам, занимающиеся самообразованием.
- Изучая вопрос, исследуйте несколько источников. Такой метод научит выбирать своё мнение.
- Учитесь работать с каталогами. Это сохранит вам время!
- Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать. Это пригодится вам для участия в педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
- Будьте открыты к инновациям в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
- Делитесь опытом с коллегами!
Формы представления результатов самообразования
- Доклад на педагогическом совете.
- Консультация
- Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
- Проведение открытого занятия
- Творческий отчёт
- Проведение развлечений, досугов
- Наглядно-иллюстративный материал
- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Тест для самодиагностики: "Личная заинтересованность педагога в саморазвитии"
- Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
- Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
- Я много читаю.
- Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
- Осмысливаю свою деятельность.
- Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
- Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
- Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
- Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
- Мне нравится изучать и познавать всё новое.
Результат: большая часть положительных ответов дают основание сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самообразованию.